Как правильно составить план-конспект к магистерской диссертации?

Магистерская диссертация – это выпускная работа, после успешной сдачи которой студент получает учебную степень. В ней важно не только провести корректное исследование, но и научиться грамотно распоряжаться своим временем, правильно структурировать и оформлять научные работы. План – конспект диссертации – это документ, который в редких случаях требуют сдавать обязательно, и его достаточно проверить только научному руководителю. Однако, многие уже опытные преподаватели требуют написания плана и даже отводят специальное учебное время на создание конспекта.

Что такое план-конспект и из чего он состоит

План-конспект – это документ, который создаётся на предварительном этапе написания магистерской диссертации. Он помогает студенту заранее понять, какие виды работ и возможный поиск информации нужно будет провести в процессе исследования, чтобы добиться желаемого результата. В конспекте должны быть отражены все структурные единицы будущей работы с возможным пояснением.

Если в университете сдача плана-конспекта обязательна, и от этого зависит допуск к последующему написанию работы, то его можно составить, руководствуясь определённой схемой. Он включает в себя теоретическую, практическую, аналитическую и рекомендательную части. Самый простой план может состоять из следующих элементов:

  1. Оглавление. Здесь нужно не просто написать части, из которых будет состоять диссертация, а продумать название глав и, желательно, включить подглавы с описанием работ, которые будут проделаны на каждом этапе. Это поможет не сбиться с намеченного пути и написать работу в срок.
  2. Введение в диссертацию. Нет, это не итоговый текст, который будет представлять документ на защите, а только его краткое изложение и желаемые результаты.
  3. Постановка цели и задач. План- конспект обычно пишут уже после того, как выбрали тему и определили цели работы. Здесь можно написать подробно что именно будет решать каждая из задач. Это поможет в процессе исследования напоминать истинную проблему и помогать в поиске информации.
  4. Теоретическая часть.
  5. Практическая часть (если есть).
  6. Составление примерного списка литературы. То есть, возможно, что те монографии и труды, которые будут выписаны в план-конспект, в дальнейшем не пригодятся или уйдут за неимением фактов по данной проблеме. Но на начальном этапе важны любая информация.
  7. Приложения. Этот пункт можно и не делать, так как иллюстрации и таблицы будут известны в процессе исследования. Однако, если студент точно знает будущие методы поиска информации, то данная часть так же должна учитываться при написании конспекта.

Самое важное понять, что продуманный план-конспект позволит вовремя согласовать все неточности в работе и избежать грубых ошибок в процессе исследования. Научный руководитель сможет подсказать и указать на неточности, и помочь сделать достойное исследование.

Пример составления плана-конспекта

План-конспект подразумевает подробное раскрытие всех этапов работы над исследованием. Грамотное его составление позволит добиться поставленной цели и прийти к правильному решению проблемы. Примерный план конспект основной части может выглядеть следующим образом:

1 раздел

  • начальное определение цели и задач исследования;
  • установка основной цели проекта (можно также сделать ещё 1-2 цели, и в процессе исследования выбрать более подходящий вариант);
  • конкретная постановка задач исследования;
  • сделать публикацию по теме исследования с объяснением целей и задач.

2 раздел

  • рассмотрение имеющихся методов исследования;
  • подборка подходящей методологической базы;
  • возможная публикация с пояснением выбора.

3 раздел (при наличии практической части)

  • подборка методов для проведения практической части;
  • составление плана проведения практической части;
  • обоснование полученных результатов с дальнейшим описанием.
  • публикация.

4 раздел

  • адаптация проведённых исследований в повседневной жизни;
  • публикация по данной теме (рекомендуется).

Таким образом, план-конспект помогает на начальных этапах выявить все ошибки и вовремя их исправить. Чёткое следования плану помогает правильно распределить время и качественно выполнить исследовательскую работу.