Как правильно оформить концепцию магистерской диссертации?

Магистерская диссертация – важный и трудоёмкий процесс получения учебной степени. Её не просто написать, а сложнее всего защитить и доказать пользу своего исследования. Чтобы студентам было проще начать и не сбиться с пути к поставленным целям, оформляют документ, который называется концепцией магистерской диссертацией. Данная работа делается не просто так, а для поверхностного ознакомления с темой и проработки будущего исследования самим студентом. Проверяет и исправляет ошибки научный руководитель.

Зачем нужна концепция исследования

Данный документ нужен для последовательной проработки существующей идеи и оформления плана будущих исследований. Так как уже написанный документ проверяет научный руководитель, то он может помочь в нахождение нужных методов исследования, этапов работы и даже подсказать, какие работы и научные труды помогут найти ответы на поставленные вопросы.

Что входит в структуру концепции магистерской диссертации

Концепция – это сжатое описание всей будущей работы. Поэтому она состоит из структурных единиц, которые есть в любой диссертационной работе и объяснение причины выбора данной темы, а именно:

  • название будущей работы;
  • предполагаемая область будущего исследования;
  • причины и предпосылки, которые могли повлиять на решение при выборе данной темы;
  • описание существующей проблемы (где есть пробелы в исследование данной темы и почему именно данная работа поможет заполнить их);
  • цели и задачи диссертации;
  • выдвижение гипотезы или постановка вопросов, которые предположительно могут быть исследованы в работе;
  • поверхностный обзор интересующей литературы (то есть что именно может помочь в ответе на поставленный вопрос, и почему именно эти труды);
  • теоретическая база (то есть, какие существующие теории и доказательства будут использованы в данной работе и почему);
  • представление плана-конспекта с объяснением и пояснением каждого подпункта;
  • библиографический список.

Что необходимо учитывать при написании документа

Как бы странно не звучал данный вопрос, к нему стоит отнестись серьёзно. Концепция исследования предоставляется научному руководителю, который решает, можно ли дальше работать над данной проблемой, или нужно искать новые пути и даже тематики. Когда студент заполняет данный документ, он должен чётко ответить на следующие вопросы:

  • интересует ли его изучение данной темы, или он взял её от безысходности;
  • может ли данная проблема быть исследована в рамках академического интереса, или это риторический вопрос, который подходит лишь для рассуждения;
  • после понимания ценности и важности своей темы, можно задать вопрос о том, всё ли отражено в концептуальном документе, и можно ли что-то добавить;
  • задаваемые вопросы в документе носят конкретный характер или не имеют точного ответа;
  • как лучше ответить на поставленные вопросы: с помощью только теории или придётся подключать практические методы;
  • есть ли в документе работающая гипотеза (она должна быть, хотя бы одна);
  • полностью ли освещена методологическая база;
  • интересен ли данный документ (можно воспользоваться цитатами, подключить доказательства из уже прочитанных книг).

Все те тезисы и обоснования, которые были указаны студентом в концепции должны быть опровергнуты или доказаны во время исследования. К данному документу необходимо относиться ответственно, так как это может помочь в дальнейшем исследовании.